Shin Megami Tensei: Devil Summoner - Raidou Kuzunoha vs The Soulless Army
Данный текст был написан довольно давно с целью рассказать о почтенной, но крайне популярной по сей день серии jrpg Shin Megami Tensei, её спиноффах под общим названием Persona и прежде всего о Persona 3. Тогда я с трудом закончил этот материал и выяснилось, что, взявшись рассказывать о Persona 3, так в итоге о ней не рассказал. Тогда же я запланировал продолжение, но дальше планов дело не ушло. Пора это исправить, но сперва...
Это не обзор (тема далеко не нова), не гид (лучше и подробней, чем на геймфаках, всё равно не написать). Это рассказ и мнение пристрастного человека. Тут я следую заветам Нинтендо - об играх и ощущениях от них должны рассказывать друг другу сами геймеры, а не рекламщики с маркетологами. Итак, знакомьтесь! Серия консольных ролевых игр aka j-rpg, Shin Megami Tensei.
Немного истории
Начну с самого феномена Megami Tensei (с яп. Реинкарнация Богини, MegaTen в кругу поклонников). Серия старая и берёт начало аж на FamiCom (NES, Денди). Но нас интересует прежде всего вышедшая на Super FamiCom (SNES) игра Shin Megami Tensei - по-настоящему всё началось именно с неё. SMT с тех пор успела обрасти всего тремя номерными сиквелами (SMT IV вышла в Европе в 2014 году на Nintendo 3DS) и более чем тридцатью (!!!) спин-оффами, ремейками и переизданиями на всех мыслимых платформах. Больше только у Final Fantasy.
официальная эмблема серии
Чем так выделяется линейка MegaTen на фоне всех прочих консольных рпг? Много чем, но сперва о сходствах. Большинство достойных внимания игр серии представляют собой сюжетно-ориентированные, часто крайне хардкорные и недружелюбные к новичкам dungeon-crawler'ы а-ля PokeMon ("Собери их всех!") с как правило пошаговой боевой системой, где мы управляем небольшой партией персонажей. Чаще всего в отряд мы вольны вербовать противников прямо во время (или сразу после) сражения.
Чернобог и Ангел
Теперь об отличиях. Бестиарий. Все до единой игры опираются на религии и мифы народов мира. Химера и Сатана против Анубиса и валькирии? Легко! Безусловно, такой пёстрый зверинец должен быть оправдан миром игры, её сюжетом. И он оправдан, поверьте. Сказочного фэнтези нет в помине. Часто события разворачиваются в наши дни, в нашем мире. Среди поднимаемых тем превалируют мрачные: смерть, конец света и т. д.
в центре - главный герой SMT III
Серия мегатен всегда свободно оперировала религиозными понятиями, из-за чего у неё иногда возникали проблемы на западе. Как вам такое: уничтожить Люцифера, чтобы занять его место? А там и на Бога замахнуться можно (в первой номерной части финальным боссом был сам Яхве, он же Иегова). И это один из нескольких вариантов развития событий! Возможность действительно не пустячного выбора (например, жить нашему миру или умереть), возможность занять любую сторону многостороннего конфликта является ещё одной особенностью серии.
Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga
На этом общие черты сериала, пожалуй, заканчиваются и дальше начинаются бесконечные ответвления и их сиквелы. Несмотря на единую концепцию, все они довольно сильно отличаются друг от друга. Рассказывать о каждой игре или хотя бы о каждой серии будет для меня задачей непосильной. Именно поэтому остановлюсь на самой "мейнстримовой" ветви, идеальной для любого, кто захочет начать знакомство с этой вселенной.
Persona, о серии
Возвращаясь к потустороннему. Игры MegaTen до краёв наполнены мистикой (таро, каббала и т.д.). Их герои - кто угодно, но только не рыцари в сияющих доспехах или коварные злодеи. Часто это простые люди, столкнувшиеся с силами мироздания. Люди со своими страхами, комплексами, проблемами, мелочными интересами. Об этом и серия-спинофф Persona.
Название такое не случайно. Термин сложный, психологический, придуманный Карлом Юнгом (это я вычитал у других, врать не буду). В Persona 3 определение даётся следующее (примерный перевод): "Персона есть аспект твоей личности, который проявляется во время твоей реакции на внешние раздражители. Ты можешь думать о ней, как о маске, что защищает тебя во время преодоления множества трудностей".
Вообще говоря, в квадрологии Persona немало внимания уделяется как раз психологии и школьники в качестве героев историй выбраны не случайно - ведь именно молодые люди не столь устойчивы эмоционально и более всех прочих восприимчивы к окружающему их миру.
На данный момент вышло четыре номерных части и несколько их переизданий. Сначала была Revelations: Persona (1996, PSOne; 1998, Windows), на западе не выходившая; затем Persona 2. Подобно трилогии Mass Effect, она состоит из двух частей: Innocent Sin (1999, PSOne; до запада не добралась из цензурных соображений) и успешно локализованная Eternal Punishment (2000, PSOne). Обе были позже переизданы на PSP, причём на сей раз пределы Японии не покинуло переиздание P2: Eternal Punishment.
На этом олдскульные Персоны заканчиваются и с появлением третьей части начинается новейшая история сериала. Это была почти революция в серии, почти суперхит в жанре. На свалку отправился изометрический вид, довольно унылый гринд безразмерных лабиринтов и главная беда почти всех старых консольных рпг - случайные встречи (в википедии есть целая статья на эту тему). Вместо них появились: стильный внешний вид; социальные элементы; враги, которых можно избежать; а также интересная и зрелищная боевая система. В целом Persona 3 стала гораздо интереснее и дружелюбней к игроку, снизив порог вхождения новичков во вселенную Megami Tensei. Однако взамен немного потеряла в мрачности. Забавно, что при этом в Северной Америке игра получила рейтинг М (17+), а в Европе только Т (12+).
Через некоторое время вышло дополненное и расширенное на целую главу переиздание - Persona 3 FES. Потом появилась ещё более изменённая P3 Portable - графика хуже (в основном за счёт уменьшения полигонов), но зато множество нововведений, где важнейшее - возможность выбрать пол главного действующего лица. И это действительно меняло многое. Заем была ещё более шедевральная Persona 4 (PS2), получившая переиздание с улучшениями на PS Vita. Но заострить внимание я хочу всё же именно на третьей части, так как она является определяющей для дальнейшего развития серии.