Ну неужели, неужели настал тот момент, когда я наконец напишу об этой замечательной игре? Фактически, это вторая часть рассказа о вселенной Shin Megami Tensei (если вы ещё не знакомы с первой, для лучшего понимания нижеизложенного советую это сделать). Работать над ней я начал почти сразу после того, как закончил первую, более года или двух назад, но всё никак не складывалось.
На тот момент я перепроходил Persona 3 FES и был в таком восторге, что хотелось рассказать об всём, да во всех подробностях. И когда текст по объёму начал приближаться к гайдам на геймфаках, я решил остановиться. Следовало добить прохождение и отложить эту тему в сторону, дабы впечатления поутряслись. Однако потом, как водится, одно наложилось на другое и текст ушёл, что называется, в стол.
В итоге на дворе уже 2017й, повсюду гремит и собирает овации уже Persona 5, а воз и ныне там. Пора его, наконец, убрать с дороги. Загвоздка в том, что к текущему моменту я успел основательно подзабыть многие важные аспекты игры. Пришлось засесть за Persona 3 Portable, дабы вспомнить, о чём вообще игра и, раз уж такая оказия, поглядеть, чем эта версия отличается от P3 FES.
О пятой Персоне, я думаю, слышали многие, а кто-то из вас, возможно, видел геймплей или сам играл в неё. В таком случае вы уже знаете, о чём эта серия. Но тем интереснее будет посмотреть, с чего есть пошла Persona такая, какой мы знаем её сейчас и сильно ли изменилась с тех пор. Начну, пожалуй, с краткого пересказа вступления игры.
Главный герой Persona 3, сирота, потерявший родителей в автокатастрофе несколько лет назад, переводится в новую старшую школу в новом городе. Поезд с протагонистом, имя и фамилию которому выбираем мы сами, прибывает на место с большой задержкой, около полуночи. По пути к общежитию, где ему предстоит теперь жить, юноша становится свидетелем странных, если не сказать больше, явлений: всё вокруг обесточивается и погружается в зелёный сумрак, а на улицах тут и там стоят чёрные гробы, озаряемые ненормально большой луной.
В общежитии, также погружённом во тьму, молодого человека встречает загадочный мальчик, который говорит, что уже если герой хочет пройти дальше, он должен подписать некий контракт. В контракте говорится, что юноша полностью принимает ответственность за все свои дальнейшие действия.
После этих слов мальчишка прощается и растворяется в тенях. Вскоре возвращается электричество и всё встаёт на свои места. Так начинается жизнь на новом месте. Корпус, куда определили нашего героя, оказывается совместным - в нём проживают и юноши, и девушки. Это не очередной эксперимент системы образования, тем не менее такое положение дел имееет серьёзную причину, о которой молодой человек узнаёт позже и самым суровым образом.
Проходят дни, он постепенно осваивается на новом месте, в новой школе и заводит первые знакомства - в общем, ведёт обычную жизнь старшеклассника. Но однажды ночью совершается нападение на общежитие и всё меняется. Происходит множество архиважных вещей.
Во-первых, герой узнаёт о Тёмном Часе - особом времени, наступающем в этих краях каждые сутки между полуночью и часом ночи. Во-вторых, о Тенях - загадочных и жутких существах, выползающих на улицы в это время. Тени опасны для любого, но большинство людей не замечает даже Тёмного Часа, бессознательно заключая себя на данный период в те самые гробы. Так они защищаются от Теней и пребывают в забытьи до его окончания. В-третьих, протагонист узнаёт, что есть необычные люди, которые способны бодрствовать в это время и даже сражаться с Тенями.
Как нетрудно догадаться, именно таковы наши соседи по необычному общежитию. Возможность уничтожать Теней дают как раз Персоны. Вызов этих сущностей происходит с помощью специальных устройств, evoker'ов, внешне напоминающих пистолеты. Такая форма не случайна и сам способ вызова Персоны тоже имеет глубокий смысл. Этой ночью герой впервые пробуждает собственную Персону.
Знакомьтесь, Орфей... и Танатос
Через несколько дней мы узнаём ещё больше о происходящем. Все наши соседи состоят в группе под названием Specialized Extracurricular Execution Squad (что-то вроде "Специализированный Внеурочный Исполнительный Отряд"), существующей под видом школьного клуба.
Члены SEES знаимаются поиском потенциальных кандидатов в отряд - юношей и девушек, способных пробуждать и вызывать своих Персон. По всем канонам жанра, со временем группа будет расти и пополняться одарёнными новичками (в том числе даже одной собакой). Главная же цель её заключается в исследовании феномена Тёмного Часа и Тартара - исполинской, безумно выглядящей башни, что появляется по ночам на месте старшей школы. Именно из Тартара приходят Тени и именно там лежит разгадка существования Тёмного Часа как такового.
В первые часы игры мы узнаём, что грядёт конец всего, катастрофа, имя которой The Fall. Всё это как-то связано с Тартаром и у героя ровно один год, чтобы попытаться что-то сделать. Так начинается великолепная история, которая делает шаг вперёд с каждым полнолунием, неумолимо двигаясь к тому самому непонятному бедствию. Здесь найдётся место и мрачным тайнам прошлого; и загадочной болезни, поражающей жителей города; и группе, открыто противостоящей SEES; и самой настоящей секте, и много чему ещё.
По мере приближения назначенного часа ситуация в городе заметно ухудшается. Подсознательно люди чувствуют, что близится нечто ужасное. Зыбкая атмосфера ожидания чего-то неотвратимого, неясного, но чудовищного передана в Persona 3 отлично. Настолько, что, на мой взгляд, даже напрашивается сравнение с Мором. Утопией - игрой, известной на Западе как Pathologic.
Всё узнав, наш герой принимает предложение о вступлении и становится полноправным членом SEES. Более того, именно его выбирают главой отряда на время ночных вылазок в Тартар, с чем, разумеется, не все и не сразу соглашаются. А причина данного решения в том, что Персону может вызвать каждый член группы, но только одну - свою собственную. Протагонист же способен заключать контракт и вызывать множество Персон, а также свободно переключаться между ними во время боя.
Бархатная Комната, в которой вы будете частым гостем
С этого момента игра делится на две равнозначные части - дневную и ночную. Днём герой посещает школу, общается с окружающими, развлекается и подрабатывает (нововведение Persona 3 Portable). Ночью же мы посещаем Тартар и исследуем его этажи, поднимаясь всё выше. Рассмотрим эти части вместе и по отдельности, так как одно непосредственно и взаимно влияет на другое.
Дневную часть Persona 3 смело можно назвать "симулятором школьника". На протяжении четырёх сезонов мы ходим в школу и живём жизнью почти обычного японского старшеклассника, включая каникулы и экзамены. Причём во время занятий, а также на экзаменах действительно спрашивают пройденное ранее - и крайне желательно отвечать без ошибок.
Мир в игре трудно назвать открытым, но определённая доля свободы присутствует. В нашем распоряжении карта города с окрестностями, где доступно несколько районов, которые можно посещать в произвольном порядке. Можно отправиться, например, в местный синтоистский храм, чтобы помолиться о чём-нибудь. Или прогуляться в торговый центр, где много интересного - от игровых автоматов и магазинов до ночного клуба.
Заниматься всем этим приятно само по себе, но разработчики пошли дальше. Именно в Persona 3 дебютировали в дополнение к обычным социальные параметры героя, которые тоже можно и нужно прокачивать. Решил позаниматься перед сном? Повысил уровень знаний. Повёл себя смело в опасной ситуации? Поднял храбрость. Правильно ответил в школе? Стал привлекательнее в глазах девушек. В бою они никак не помогут, но косвенно являются чуть ли не важнейшими в игре, так как влияют на социальные связи (Social Links, S. Links). Связи эти играют определяющую роль при создании Персон, о котором позже.
Помимо рядовых npc в Persona 3 есть несколько особенных, отношения с которыми, дружеские или романтические, развиваются постепенно на протяжении большого отрезка времени. Общение с ними и создаёт социальные связи. Некоторые связи возникают и развиваются вместе с сюжетом, но таких мало. Большинство же этих людей просто не станет общаться с протагонистом, если какой-то социальный параметр не будет необходимого уровня.
С каждой встречей персонажи начинают относиться к протагонисту всё лучше и всё больше открываются, что повышает уровень связи. Однако всегда можно напрочь испортить отношения, если во время этих встреч повести себя неверно. Ошибиться легко, потому что герой будет знакомиться с самыми разными людьми. Здесь раскрывается ещё одно из многочисленных достоинств игры - её персонажи.
Это яркие, живые характеры. Это люди, с которыми интересно общаться. Одноклассник, запавший на свою учительницу и наивно полагающий, что встречается с ней. Умирающий от неизлечимой болезни юноша, которому удаётся выбраться на улицу лишь по воскресеньям. Престарелая пара, потерявшая единственного сына, последнее напоминание о котором - персиковое деревце на школьном дворе... Внутри каждой связи разворачивается своя небольшая история, имеющая начало и конец. Иногда весёлая, иногда трогательная, иногда печальная. Но пора уже поговорить про ночную часть Persona 3 и про то, что объединяет её с дневной.
По ночам члены SEES исследуют Тартар, медленно, но верно двигаясь к вершине. Башня состоит из множества этажей, каждый из которых представляет собой процедурно генерируемый лабиринт, полный сокровищ и бродячих Теней. Чем выше, тем локации становятся причудливей, а лабиринты запутаннее. Каждые 10 этажей отряд ждёт мини-босс. Если он окажется группе не по зубам, ничто не мешает вернуться на уже пройденные ярусы. Однако есть ещё боссы сюжетные.
В серии Shin Megami Tensei с самого начала была та или иная зависимость от времени, а точнее от лунных фаз. Разные стадии лунного цикла, поочерёдно сменяя друг друга в реальном времени, оказывали серьёзное влияние на разные игровые аспекты. Особенно важным всегда было полнолуние. Взять, например, Shin Megami Tensei III: Nocturne (Lucifer's Call). Луны и солнца в мире этой игры больше нет, но зато есть божество Кагуцучи, выполняющее среди прочего их функции. Когда Кагуцучи в фазе, аналогичной полнолунию, враги более сильны, агрессивны и с ними нельзя договориться.
Какуцучи, сияющий над разрушенным миром SMT III: Nocturne
Но вернёмся к Persona 3. Как известно, Тени выползают в город из Тартара. А каждую полночь оттуда выходит особенно могущественная Тень - как в тот раз, когда протагонист пробудил свою Персону. Происходит это не просто так и имеет прямое к нему отношение. Как бы то ни было, раз в месяц отряд подвергается серьёзному испытанию своих сил и возможностей.
Боевая система Persona 3 довольно проста в освоении, но настолько увлекательна, что не надоедает до самого конца. В игре пошаговые бои, основанные на использовании слабостей противника, что работает в обе стороны. Каждая Персона (соответственно её носитель) и каждая тень имеют минимум одну уязвимость, стихийную или физическую, на выяснении и поражении которых строится вся тактика. В бою участвует до четырёх человек. Герои вооружены различным холодным оружием и могут атаковать либо сами, либо, что эффективнее, при помощи своих Персон.
После схватки в награду даются полезные предметы, а иногда новая Персона, под которую, правда, ещё нужен свободный слот. Наш герой конечно отличается от остальных членов SEES тем, что может призывать несколько Персон, но число их поначалу невелико и увеличивается постепенно. Кроме того нельзя забрать Персону, если та выше уровнем, чем он сам.
Персоны... В игре этих сущностей очень много. У каждой свой базовый уровень, растущий параллельно, но не одновременно с хозяином. Теоретически можно докачать любую Персону до максимума, но на практике это совершенно не имеет смысла. Всё дело в способностях, которые сущность может применять. Каждая Персона на определённых уровнях выучивает новые умения, но их всегда фиксированное количество.
Например, Некомата. Эта низкоуровневая Персона имеет всего три выучиваемых умения, эффективных только в начале игры. Как только открывается последнее, дальнейшее использование её в бою становится бессмысленным. Но именно что в бою.
Дальше начинается то, чем вы с упоением будете заниматься часами - слияние (fusion) Персон. Практически любые сущности (от двух до шести) можно объединять. В итоге получается кто-то новый, вдобавок к собственным наследующий некоторые родительские умения. Результат заранее неизвестен, порой непредсказуем и опять-таки зависит от лунных фаз. Да, сущностей в игре много, вот только мало кого из них можно получить простым слиянием даже целых шести Персон. Тут-то и сходятся дневная часть игры с ночной благодаря тем самым социальным связям.
Все Персоны поделены на группы. Групп этих 22 и каждая принадлежит к одному из Старших Арканов* (карт) Таро. Так, Орфей, начальная Персона протагониста, принадлежит к Аркану 0, "Шут". А Танатос, как несложно догадаться, к Аркану номер XIII, "Смерть". Не слишком сильных Персон каждого типа ещё можно получить после сражения или простого слияния, но ради остальных предстоит хорошенько постараться.
Каждый Аркан привязан к одной из социальных связей. Чем выше уровень конкретной связи, тем более могущественные сущности становятся доступны протагонисту путём слияния. Мессия, например, является сильнейшей Персоной XX Аркана, "Суд". Создать его можно, только достигнув максимального уровня соответствующей социальной связи.
Социальные Связи, свободное время, занятия - всему нужно уделять время, но всем сразу заняться не получится. Из-за этого дневная часть Persona 3 превращается в серьёзнейшую задачу по управлению временем, которого гораздо меньше, чем может показаться. Если вдруг вам захочется довести все связи до конца, чтобы получить доступ к сильнейшим Персонам всех Арканов, то очень быстро вы обнаружите, что без подробного руководства сделать это почти невозможно. Ради достижения такой сложной цели каждый день с самого начала необходимо заниматься строго определёнными вещами, что полностью исключает какую бы то ни было свободу действий. Посему при первом прохождении заниматься этим крайне не рекомендуется.
Что ещё можно сказать о Persona 3? В ней хороший саундтрек, великолепный арт, запоминающиеся герои и стильный внешний вид. А отличный сюжет её, даже поубавив тёмных тонов, полностью соответствует духу и уровню лучших выпусков Shin Megami Tensei.
Благодаря третьей части Persona стала самой популярной игровой серией у МегаТен. Велико и её наследие в медиа-сфере. Посудите сами: манга; аниме-сериал, своеобразное продолжение; четыре полнометражки, пересказывающих сюжет игры; радиопостановки, выпущенные позже на компакт-дисках и целый музыкальный спектакль, где все партии исполняют актёры оригинальной японской озвучки!
Серию Persona можно смело назвать лучшей точкой входа во вселенную МегаТен. Особенно в этом отношении хороша Persona 3, даже несмотря на слабую по сегодняшним меркам графику. Прежде всего потому, что не так давно фанаты великолепно перевели её на русский язык, добавив при этом патч для широкоформатных экранов. А ещё потому ,что она уже прекрасна, несмотря на мелкие недостатки и дальше серия становится только лучше во всех своих аспектах.
Вот, пожалуй и всё, что я так давно хотел и безуспешно пытался поведать о Persona 3. Надеюсь, было интересно. Кто-то, быть может, решит познакомиться с обширной видеоигровой вселенной Shin Megami Tensei, начав именно с неё. Такова серия Persona и такова первая её часть, смело шагнувшая в мейнстрим. Шагнувшая, не потеряв при этом себя и ставшая если не определяющей, то точно знаковой для жанра консольных ролевых игр. Спасибо за внимание!
Примечание:
Старшие Арканы* - 22 карты колоды Таро, имеющие глубокое символическое значение, строгую нумерацию и собственные названия, как-то: "Башня", "Повешенный", "Луна", "Колесница", "Дьявол" и другие. Довольно часто упоминаются в массмедиа. Вся колода Таро состоит из 78 карт, делящихся на две группы - Старшие и Младшие Арканы. Последние - слегка изменённая всем известная игральная колода. Старшие же Арканы для игры никогда не используются.